В Финляндии с раздражением отреагировали на новость о том, что в российской Карелии появится музей, посвященный памяти жертв концлагерей, устроенных финнами на советской территории во время Второй мировой войны. В Хельсинки полагают, что эту страницу истории следовало бы предать забвению. Возмутилась и российская либеральная общественность. Авторы же инициативы, напротив, указывают, что они всего лишь хотели бы отдать долг памяти тем советским гражданам, что были замучены в годы оккупации. Подробности конфликта — в материале «Известий».

Наследие «Весури»

Минувшей весной Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по фактам геноцида, совершенного в годы Второй мировой войны на территории Карелии нацистскими оккупантами. Впрочем, зверствовали над советскими людьми не только немцы. Как минимум 14 крупных концлагерей, 30 трудовых лагерей и более 40 лагерей для военнопленных были организованы финнами.

Всего за время оккупации Карелии с 1941 по 1944 год за колючей проволокой оказались более 24 тыс. человек — военнопленных и гражданских. Оценивая количество жертв, исследователи называют примерно 8 тыс. мирных жителей, в том числе свыше 2 тыс. детей. Более 7 тыс. военнопленных, как отмечают в Следственном комитете, «было зарыто живьем, умерщвлено в газовых камерах и расстреляно». Сейчас в Карелии проживает около 2 тыс. бывших несовершеннолетних узников финских концлагерей, непосредственных свидетелей творившихся там зверств.

Забыть хочется: финны недовольны реконструкцией концлагеря в Карелии

Финский концентрационный лагерь в городе Медвежьегорске

Финны эти обвинения пытаются частично оспаривать — и, ссылаясь на собственные архивы, называют гораздо меньшую цифру погибших в концлагерях. Так или иначе, известие о возбуждении уголовного дела вызвало недовольство не только в Финляндии, но и у российской либеральной общественности. Либералы обвиняют СК в «подрыве отношений двух государств» и уверяют, что это делается для того, чтобы «отвлечь внимание от многочисленных жертв сталинских репрессий, расстрелянных в Карелии до войны».

Еще большую волну либерального гнева вызвала недавняя новость о запланированном на декабрь открытии в Карелии исторического парка для детей, представляющего собой реконструкцию финского лагеря времен войны. Планируется, что этот объект в деревне Ватнаволок Кондопожского района будут посещать группы школьников, где их станут знакомить с бытом малолетних узников лагерей.

Идея принадлежит петрозаводскому благотворительному фонду «Открытые возможности», воспользовавшемуся декорациями фильма «Весури», вышедшему в прошлом году. Его героями стали советские дети, попавшие во времена финской оккупации Карелии в концентрационные лагеря. «Весури — это карело-финский нож для зачистки территории от молодой поросли деревьев. Название ленты отсылает к финскому оккупационному правительству Карелии. На его гербе был изображен медведь, который держит в лапах весури», — объяснял продюсер Александр Тютрюмов.

После съемок декорации фильма остались стоять у каменного карьера вблизи деревни Сопоха. У руководителя фонда «Открытые возможности» Натальи Абрамовой появилась мысль перенести бараки в более удобное для посещения туристами место и сделать на их основе «Музей скорби». Проект был поддержан президентским грантом в размере 2,8 млн рублей.

Соседи шумят

Финское издание Ilta-Sanomat опубликовало статью, автор которой Ария Паананен с нескрываемым раздражением пишет: «Проект по воссозданию концентрационного лагеря вызвал у местных жителей неоднозначную реакцию. Некоторые называют лагерь, построенный с использованием декораций для фильма «Весури», дешевой бутафорией, искажающей исторические факты».

Проявляет раздражение и российская либеральная общественность. Словно по команде в интернете начали появляться возмущенные реплики о том, что «дана команда — ненавидеть финнов». Одни комментаторы занялись уличением создателей парка в попытке отвлечь россиян от нынешних сложностей, другие предавались граничащим с кощунством шуткам о «детях в концлагере».

Забыть хочется: финны недовольны реконструкцией концлагеря в Карелии

Кадр из фильма «Весури»

Разумеется, не обошлось и без призывов к «самобичеванию». Журналист Николай Сванизде заявил: «Я не вижу в этой идее ничего хорошего. Какое отношение это имеет к патриотизму? (…) У нас есть музей истории ГУЛАГа. Но его мало кто и посещает. Давайте организуем туда поездки детей. Включим это в школьную программу».

Глава фонда «Открытые возможности» Наталья Абрамова не обращает внимания на злопыхателей, и местных, и зарубежных. «Сейчас у нас заканчивается возведение, и мы планируем 5 и 6 декабря принять первую группу. Дети будут жить на базе отдыха в трехместных номерах, а в конференц-зале мы собираемся показать ребятам документальный фильм. Военно-патриотические клубы Карелии предоставили нам предметы быта военных времен, экспозицию которых мы сделаем в одном из бараков. Пока что дети приедут только из Карелии, но в будущем мы хотим приглашать детей из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, поскольку в концлагерях содержались узники из этих регионов тоже», — говорит она.

«Наша задача — рассказать об истории»

Наталья Абрамова так определяет цели проекта: «Наша задача — рассказать об истории. Рассказать максимально правдиво, но не обвиняя кого-то, а обвиняя сам факт войны, потому что в военных конфликтах страдает мирное население. Мы хотим показать, что война не должна повторяться». Она отвергает обвинения в том, что в Карелии возвели некий «Диснейленд-концлагерь», в котором, как уверяют финские журналисты, «детей оденут в полосатые робы, поселят в холодные бараки, будут кормить баландой и орать на них с вышек». Абрамова терпеливо поясняет: «Меня уже не первый раз об этом спрашивают. Я даже не понимаю, откуда взялась такая информация. Вышки и бараки мы просто показываем».

Забыть хочется: финны недовольны реконструкцией концлагеря в Карелии

Реконструкция барака концлагеря в деревне Ватнаволок

Справедливости ради, объект в Ватнаволоке критикуют и некоторые серьезные исследователи. «На территории Кондопожского района действительно располагались трудовые лагеря: в деревне Янишполе, Юркострове, Илемсельга и в других населенных пунктах. Но в Ватнаволоке лагерей не было. Если воссоздавать концлагерь, нужно его делать как музейный объект исторически точным. Декораций фильма для этого недостаточно», — считает доктор исторических наук Сергей Веригин, специализирующийся на изучении отношений СССР и Финляндии.

Финская исследовательница Сари Няре высказалась об идее музея в примирительном духе. «В принципе, оживление исторического материала, чтобы больше людей узнало о разных фактах истории, имеет право на существование. Всё зависит от того, на основе какого материала создается эта реконструкция. Надеюсь, что основой послужили воспоминания узников, прошедших эти лагеря, — например, книга Марьи-Леены Миккола «Потерянное детство». Для этой книги она опрашивала бывших заключенных концлагерей», — говорит Няре.

Наталья Абрамова говорит, что программа музея составлялась в сотрудничестве с теми, кто имеет за спиной реальный опыт пребывания в финских концлагерях. «Нас поддержал Карельский союз бывших малолетних узников. Мы надеемся увидеть у нас либо их председателя, либо зампредседателя — чтобы ребята услышали истории из первых уст. Мы планируем привлекать петрозаводских, карельских историков, учителей истории и не собираемся ничего рассказывать от себя», — отмечает Абрамова. Она добавляет, что авторы проекта очень хотят видеть у себя в гостях и финнов. «Мы бы хотели, чтобы ребята поняли, что у нас у каждого своя история. Но наша задача — создать такое будущее, в котором не было бы войны. И что Финляндия сейчас — это дружественное государство», — говорит руководитель «Открытых возможностей».

Забыть хочется: финны недовольны реконструкцией концлагеря в Карелии

Реконструкция барака для узников концлагеря в Карелии

Сари Няре, несмотря на негативную реакцию соотечественников, тоже считает, что рассказывать об ужасах концлагерей полезно было бы не только российским школьникам. «Финны сами недостаточно знают об этой стороне своей истории, что, например, лагеря были основаны для собственных диссидентов и инакомыслящих людей. Поэтому знакомство с этой темной стороной истории может стать предупреждением о том, что в современном мире нельзя прибегать к таким методам», — считает финский историк.

Источник: iz.ru


Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

Яндекс.Метрика