Последний раз с подобной по масштабности проблемой человечество столкнулось около века назад, когда на планете бушевала испанка. Тогда серьезных выводов по поводу психического здоровья ученые не сделали. Сейчас картинка более-менее сложилась.

Специалисты установили: главные последствия пандемии — депрессии, проявления гнева, нарушения сна. Хотя бы одним из этих расстройств страдают от 18 до 35% людей в мире. При наличии сразу нескольких проблем врачи говорят о заболевании, которое давно наблюдалось и широко описано — посттравматическое стрессовое расстройство. Обычно оно возникает после участия людей в войнах, боевых действиях, после ликвидации техногенных катастроф и длится не менее полугода.

— Есть люди со стойким психическим иммунитетом, а есть — тревожные по своей сути, с паническими настроениями, — говорит генеральный секретарь Всемирной психиатрической ассоциации Петр Морозов. — Возникает еще один любопытный аспект: кросс-культурные различия. В разных обществах люди реагируют на одно и то же событие по-разному. Американцы переживают депрессии не так, как европейцы, японцы — не так, как китайцы.

Фрейд, неплохо знавший русскую культуру (его бабушка родилась и прожила в Одессе 16 лет), писал своему пациенту: «Черты русского национального характера — это бесстрашие и пренебрежение к опасности, долготерпение и жизненная стойкость». В целом, как отмечают западные исследователи, выходцы из Советского Союза гораздо легче переносят депрессии в силу коллективизма. И в этом — наше преимущество.

— Важно выделить категории людей, которые больше подвержены психическим заболеваниям, — рассказывает президент Союза охраны психического здоровья, врач Наталья Треушникова. — Основную группу риска составляют медицинские работники. Они находятся на передовой, имеют большую вероятность по сравнению с представителями других профессий получить инфекцию. И даже специалисты, которые не работают в «красных» зонах, испытывают повышенную эмоциональную и физическую нагрузку.

Союз охраны психического здоровья исследовал самочувствие 800 медицинских работников всех звеньев — врачей, сестер, санитарок. 40% из них работали непосредственно в коронавирусных госпиталях.

«Мы использовали шкалы, которые определяют уровень депрессии, — продолжает Наталья Треушникова. — 78% медиков не отметили ухудшения своего здоровья. Однако, несмотря на субъективное ощущение благополучия, по результатам исследования у 48% опрошенных вскрылись достаточно выраженные симптомы тревожности. В основном — у молодежи от 20 до 35 лет. Люди старше 50 лет оказались более спокойными. Симптомы депрессии, требующей вмешательства специалистов, мы обнаружили у 58% медицинских работников. У 40% был нарушен сон».

87% медиков отметили, что они нуждаются в психологической поддержке. При этом 80% не обращались ни за психологической, ни за психиатрической помощью. Почему? Причин много. Но на первый план выходит пресловутая стигматизация этой сферы здоровья: в обществе укоренился стереотип, что иметь проблемы с психикой — стыдно, зазорно.

Петр Морозов рассказывает, что во всем мире выросло количество суицидов среди врачей, которые долго работали в «красной» зоне. Сначала это были отдельные случаи, сейчас проблема приобрела серьезный характер. В ряде зарубежных публикаций описывается, что врачи отказываются работать по психологическим причинам.

Если говорить не только о врачах, все чаще уходят из жизни и люди, которые попали в финансовую ловушку. Человек потерял работу — не может выплачивать кредит — лезет в петлю. В основном это благополучные мужчины, еще вчера — успешные главы семей, с ипотекой, кредитами на хорошую иномарку, дорогую технику, образование детей. У многих жены были домохозяйками, которые и до пандемии не зарабатывали денег, а уж теперь и подавно работу не могут найти.

По данным Всемирной психиатрической ассоциации, 40% людей, имеющих психиатрические расстройства, заболевают до 25 лет. Поэтому особо пристальное внимание нужно обратить на юное население, говорит Наталья Треушникова. Степень тревожности, психическая неустойчивость больше всего выражена у молодых людей, у подростков. «Мы начинаем большое тестирование старшеклассников. Они находятся на дистанционном обучении, и у нас нет данных, как подростки переносят изоляцию и постоянное нахождение перед монитором компьютера. Расстройства, которые возникают в юном возрасте, могут влиять на человека до конца жизни. Если мы не поймем, что происходит с подростками в психическом отношении, то не сможем помочь им».

Проблема в том, что сами подростки не замечают ухудшения своего состояния. Одной из форм психической защиты является так называемое вытеснение, когда человек игнорирует проблемы. Подростковая психика гибкая, неустойчивая, этот механизм быстро формируется в ответ на травмирующие ситуации и избавиться от него очень трудно.

Вырастет ли количество депрессий в 2021 году? Скорее всего — да.

— В 1990-х годах предполагалось, что к 2000-му депрессия займет первое место среди причин инвалидности в мире. Прогноз не подтвердился, и дату сместили на 2020 год. Не совсем понятно, как диагностировать эту болезнь, как вести статистику — расхождения с реальной ситуацией будут всегда.

Не хочу никого пугать, но в мире уже насчитывается 60 миллионов больных с подтвержденной депрессией, — комментирует Петр Морозов. — Стрессовая ситуация, которую мы переживаем, будет иметь последствия для здоровья людей, но в итоге стабилизируется. Например, другой страшный враг — шизофрения вне зависимости от событий в мире и прогресса в медицине держится на одном и том же уровне: этой болезнью страдает один процент населения. Я думаю, что с депрессией будет так же. В итоге она попадет в тройку самых распространенных болезней в мире вместе с сердечно-сосудистыми и онкологическими.

Как избежать ухудшения психического состояния?

Ученые проследили закономерность: у людей, не состоящих в браке и не имеющих детей, уровень тревожности и депрессивных расстройств значительно выше, нежели у тех, кто находится в семейных отношениях. Одинокий человек неделями остается в изоляции, в то время как супруги эмоционально подпитывают друг друга и детей.

Спасает удаленное общение — конечно, если им не злоупотреблять. Даже люди с тяжелыми психическими заболеваниями адаптировались к такому формату. По информации китайских коллег, пожилые с начальной стадией деменции чувствуют себя лучше при общении в онлайне.

Если человек подхватил инфекцию, ему показано снижение активности в интернете — до тех пор, пока он не начнет чувствовать себя удовлетворительно. Появляется раздражительность, нарушается сон? Нужно обращаться к специалисту — самостоятельно решить проблемы не получится. Аутотренинг может помочь только на ранних стадиях заболевания.

Источник: mk.ru


Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

Яндекс.Метрика