Не стало Армена Джигарханяна — артиста, режиссера, художественного руководителя собственного театра. Одного из самых дорогих нашему сердцу актеров, чьи роли мы знаем, помним и будем любить всегда.
Человек с тысячью лиц
Когда-то о нем иронично сказал Валентин Гафт: «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян» — и действительно, количество созданных им ролей даже по меркам сегодняшним поражает, только в кино около трехсот, а еще театр, радио, мультфильмы. При этом каждый образ был уникальным, неповторимым, ярким — и мгновенно запоминался.
Он обладал фантастической памятью: однажды на спор во время процесса озвучивания отвернулся от экрана и в точности, синхронно, проговорил весь текст героя, не ошибившись ни разу, — даже спустя месяцы после окончания съемок он помнил все реплики и все интонации!
Кадр из фильма «Рудин»
Кадр из фильма «Али-Баба и сорок разбойников» (1983)
Кадр из художественного фильма "Молодые" (1971)
Армен Джигарханян в фильме «Место встречи изменить нельзя»
Заслуженный артист РСФСР Аркадий Толбузин (слева), народный артист СССР Ефим Копелян (в центре) и народный артист СССР Армен Джигарханян (справа) в сцене из фильма "Новые приключения неуловимых"
Кадр из фильма «Собака на сене»Кадр из фильма «Рудин»Кадр из фильма «Али-Баба и сорок разбойников» (1983)
Кадр из художественного фильма "Молодые" (1971)
Армен Джигарханян в фильме «Место встречи изменить нельзя»
Заслуженный артист РСФСР Аркадий Толбузин (слева), народный артист СССР Ефим Копелян (в центре) и народный артист СССР Армен Джигарханян (справа) в сцене из фильма "Новые приключения неуловимых"
Кадр из фильма «Собака на сене»
Он мог сыграть все — и брался за это «все» с одинаковой серьезностью, тщательностью и скрупулезностью. Как он умудрился ни разу не повториться в своих ролях? При этом он был органичен в любой из них.
Вот его знаменитый Горбатый из «Места встречи изменить нельзя» — ради этой роли актеру делали сложный грим, сильно меняли внешность, при этом всем было, конечно, понятно, что перед нами Джигарханян. Но на экране возникал циничный, хитрый и безжалостный злодей.
Армен Джигарханян в роли Макса и Наталья Белохвостикова в роли Мари на съемках фильма «Тегеран-43»
А вот совсем иной антигерой — Макс из «Тегерана-43», наемный убийца, настоящая машина смерти, который и в преклонном возрасте оказывается неизменно страшным и опасным, словно ядовитая змея. А каков был его атаман разбойников Хасан в спектакле «Али-Баба и сорок разбойников»? Для съемки обложки пластинки с записью этой постановки Джигарханян даже принес из дома восточную посуду — кувшины, блюда, пиалы, с которыми позировали все артисты, игравшие в спектакле.
На его театральные роли собиралась вся Москва: в театре имени Маяковского, где Джигарханян служил почти 30 лет, на спектакли с его участием билеты было практически не достать. И он тоже был абсолютно разным в этих ролях — от гордого Сократа в «Беседах с Сократом» Эдварда Радзинского до Большого Па в «Кошке на раскаленной крыше».
Армен Джигарханян в роли Сократа на репетиции спектакля театра Маяковского "Беседы с Сократом"
Сцена из спектакля "Разгром" по роману Александра Фадеева, постановка Марка Захарова. В роли Левинсона — Армен Джигарханян
Сцена из спектакля "Закат" по произведениям Исаака Бабеля. Беня Крик — Эммануил Виторган, Мендель Крик — Армен Джигарханян, Нехама — Нина Тер-Осипян
Сцена из спектакля по пьесе Теннесси Уильямса "Кошка на раскаленной крыше". Большой Па — Армен Джигарханян, Маргарет — Алла Балтер
Армен Джигарханян в роли Сократа на репетиции спектакля театра Маяковского "Беседы с Сократом"
Сцена из спектакля "Разгром" по роману Александра Фадеева, постановка Марка Захарова. В роли Левинсона — Армен Джигарханян
Сцена из спектакля "Закат" по произведениям Исаака Бабеля. Беня Крик — Эммануил Виторган, Мендель Крик — Армен Джигарханян, Нехама — Нина Тер-Осипян
Сцена из спектакля по пьесе Теннесси Уильямса "Кошка на раскаленной крыше". Большой Па — Армен Джигарханян, Маргарет — Алла Балтер
Там он сыграл одну из своих самых ярких ролей — Менделя Крика в инсценировке бабелевского «Заката», а потом повторил эту роль в фильме Владимира Аленикова «Биндюжник и король», который собрал потрясающий актерский ансамбль. Но как семья Криков так или иначе собиралась вокруг старого биндюжника Менделя, так и фильм закручивался вокруг почти трагической фигуры старого извозчика, влюбившегося в красотку Марусю.
Театр Д
Зритель платил ему своей преданностью, следуя за актером из театра в театр. Когда в 1996 году Джигарханян собрал собственную труппу, то эта любовь стала проецироваться и на его главное детище — коллектив, состоящий в основном из молодых актеров, веселый, бесшабашный, создающий на сцене атмосферу праздника. Было в этом, конечно, что-то от характера самого создателя, который всегда отражается в собственном детище.
Здание Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна на Ломоносовском проспекте в Москве
Ольга Кузина и Андрей Мерзликин в спектакле "Она в отсутствии любви и смерти" по пьесе Э. Радзинского. Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна
Отрывок из спектакля "Молли" в театре Армена Джигарханяна по пьесе "Молли Суини" ирландского драматурга Брайана Фрила
Актеры после показа спектакля "Мольер" по пьесе М. Булгакова "Кабала Святош" в постановке Сергея Виноградова в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна
Здание Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна на Ломоносовском проспекте в Москве
Ольга Кузина и Андрей Мерзликин в спектакле "Она в отсутствии любви и смерти" по пьесе Э. Радзинского. Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна
Отрывок из спектакля "Молли" в театре Армена Джигарханяна по пьесе "Молли Суини" ирландского драматурга Брайана Фрила
Актеры после показа спектакля "Мольер" по пьесе М. Булгакова "Кабала Святош" в постановке Сергея Виноградова в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна
В своем театре он тоже успел сыграть несколько невероятных ролей. Можно вспомнить и «Последнюю ленту Крэппа» — удивительный спектакль, фактически бенефис Джигарханяна. В нем старый человек вспоминает свое прошлое, переслушивая магнитофонные записи и ведя сложный, многоуровневый диалог и с самим собой, и с собственными воспоминаниями, и с каждым из нас.
Успел он сыграть и Сальери в «Маленьких трагедиях» — и его отравитель был весьма и весьма неординарен. Это была история не зависти к Моцарту, а отчаяния, борьбы с собственным эго, внутренних противоречий, фактически вывернутый наизнанку сеанс психотерапии.
Сцена из спектакля «Театр времен Нерона и Сенеки» по пьесе Эдварда Радзинского. В роли философа Сенеки — Армен Джигарханян, Нерон — Кирилл Анисимов
Последней его ролью на сцене собственного театра стал Сенека в «Театре времен Нерона и Сенеки» Радзинского: фактически продолжение линии сыгранного им когда-то Сократа. Принципиальный мудрец, который ничего не боится, для которого полет мысли важнее властных интриг, вечность превыше сиюминутности, а главная страсть состоит в радости познания. И, собственно, эта роль наиболее ярко отражала характер самого Джигарханяна — и страстного артиста, и неутомимого экспериментатора.
Актер, режиссер Армен Джигарханян, получивший специальную премию «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», на церемонии вручения национальной театральной премии «Золотая Маска»
Сколько молодых театров, возникших в конце 90-х, не прожили и пары сезонов — а Джигарханян сумел создать крепкий коллектив, который продолжал работу даже тогда, когда здоровье стало подводить мэтра и он не мог уделять прежней работе — что актерской, что управленческой — столько же времени и сил, как раньше.
Когда пресса писала о Джигарханяне очередные слухи, он неизменно отвечал на любые нападки с восточной мудростью. Пусть говорят и думают, что хотят – а я буду просто делать и работать. И методично, спокойно продолжал рулить своим театром, пока позволяли силы – репетировать, играть и ставить. Доказывая каждой своей земной минутой, что творчество – кровавый, тяжелый и благородный труд, который, однако, дает прекрасные плоды. И они навсегда с нами – даже если их создатель ушел.
Источник: ria.ru