Вопреки призыву министра культуры запустить на посткарантинные экраны светлые фильмы жанровый диапазон открывшихся кинотеатров будет включать и триллеры, и хорроры. А самым громким российским релизом обещает стать драма Алексея Учителя «Цой» — о том, что происходило после гибели лидера группы «Кино». Объявленная Минкультуры программа поддержки картин оптимистической направленности вряд ли заработает раньше осени, считают эксперты. И призывают государство взять на себя риски, связанные с открытием кинотеатров, выкупить у продюсеров большие национальные проекты и выпустить их в прокат. «Известия» выяснили, чего ожидать любителям кино в ближайшее время.

Без локомотивов

С 1 августа по указу Сергея Собянина экраны вспыхнут более чем в 600 залах — столько сегодня насчитывается их в 128 кинотеатрах Москвы. Вроде бы повод для радости, но опыт кинотеатров, ранее открывшихся в регионах, пока скорее пессимистичный. Относительно эффективно работают только драйв-ин. Залы заполнены в лучшем случае на треть (при разрешенных 50%), в уикенды туда ходят в среднем 20% от числа зрителей, обычно посещающих кинотеатры летом в выходные. Если ранее среднестатистическая региональная сеть ежемесячно зарабатывала 2–3 млн рублей, то сейчас от силы 300 тыс.

Страх заразиться коронавирусом точно не является главным фактором, не позволяющим зрителям ходить в кино. В Крыму, например, при практически стопроцентной заполняемости отелей и пляжей сеансы проходят при пустых залах. Зритель считает, что в кино просто нечего смотреть, плюс существенная часть репертуара уже выложена в интернете, пусть и на пиратских ресурсах.

Действительно, афиша, привлекающая зрителей в кинотеатры, когда к потенциальному блокбастеру-локомотиву присоединяются фильмы на локальный спрос, сейчас не работает. Роль «локомотива» играть некому: релизы голливудских хитов — «Довода» и «Мулана» — в очередной раз отложены. В этих условиях московские кинотеатры сделают ставку на количество и разнообразие — в надежде, что пестрая столичная аудитория так или иначе выберет себе подходящее кино.

Стоп, кадр: главной кинопремьерой августа будет драма «Цой»

Экшен и шпионские истории представлены «Агентом Евой», где Джессика Честейн в роли спецагента противостоит своему бывшему боссу (Колин Фаррел). Триллеры — «Неистовым» с Расселом Кроу. В ранге семейных фильмов на экраны выходят «Лесси. Возвращение домой» (новая экранизация романа Эрика Найта о приключениях овчарки-колли) и «Мой шпион» с Дейвом Батиста. Российское кино заявлено комедиями «Хэппи-энд» — о путешественнике, волею судеб попавшем на незнакомый остров, и «Красоткой в ударе» с Юлией Александровой и Андреем Бурковским. Также в прокат выйдут хоррор «Вдова» — о ведьме, обитающей в Ленинградской области, и космическое фэнтези «Вратарь Галактики» с Евгением Мироновым и Еленой Яковлевой. Любителям авторского кино предназначена картина «Цой» — о событиях, произошедших после смерти лидера группы «Кино».

Но даже эта привлекательная афиша может не сработать, считают представители кинотеатров. Зрителя, отвыкшего от большого экрана, будут завлекать в залы массированной рекламой.

Для информирования зрителей мы запустили федеральную кампанию #идемвкино, — рассказала президент сети кинотеатров КАРО Ольга Зинякова. — В программе впервые объединились ключевые игроки кино- и медиаиндустрии: киносети, кинопрокатчики, медиахолдинги, а также актеры, режиссеры и продюсеры. Запланировано множество активностей, в их числе выпуск видеороликов и флешмобы в соцсетях.

«Ужастики» не пройдут

В свою очередь, Минкультуры поддержит прокат российских фильмов, которые покажут на первых этапах возобновления работы кинотеатров. Осталось только принять решение по поводу получателей господдержки. До 14 августа претенденты могут подать заявку. Далее — конкурс. Субсидия для победителей (всего их будет семь) составит 10 млн рублей. Как пояснили в ведомстве, эти деньги будут направлены на финансовое обеспечение расходов, связанных с прокатом уже готовых полнометражных игровых и анимационных национальных фильмов в 2020 году. Предпочтение будут отдавать легким романтическим комедиям. По мнению учреждения, именно такое кино нужно уставшему от карантина зрителю.

— Точно не будет триллеров и ужастиков, — заявил «Известиям» заместитель министра культуры Максим Ксензов. — Почему появилась цифра семь? Мы находимся в плотном взаимодействии с киносетями и со всей отраслью, понимаем планы кинопродюсеров относительно количества картин. Именно поэтому возникла эта цифра. Она, конечно, может варьироваться. Но примерно столько картин готово к выпуску. Отрадно, что среди поддержанных фильмов может появиться и детское кино.

Стоп, кадр: главной кинопремьерой августа будет драма «Цой»

Логично предположить, что первыми воспользоваться поддержкой Минкультуры имеют право фильмы, чьи релизы уже были объявлены, но из-за карантина не состоялись. Однако из девяти российских картин, которые должны были выйти с марта по июль, требованиям Минкультуры соответствуют лишь лирическая роуд-муви «Смотри как» — комедия об эмигрантах «Гудбай, Америка» и мультфильм «Белка и Стрелка: Карибская тайна» о приключениях космических собак . Причем поддержку они могут получить не ранее середины осени, когда пройдут все этапы процедуры в Минкультуры.

Остальные фильмы в списке — историческая драма «Клятва» о судьбе психиатра Наума Балабана, не покинувшего своих пациентов во время немецкой оккупации и погибшего вместе с ними, военная драма «Подольские курсанты», триллеры «Странники терпенья» и «Спутник», остросюжетный боевик «Русский рейд», трагедия одинокой старости «Керосин», байопик «Стрельцов» — на господдержку в силу не самого «светлого» содержания претендовать не могут. А фильм Алексея Учителя «Цой» с кадрами главного героя в гробу не проходит как по срокам (он в прокате с августа), так и по тематике. Режиссер признался, что не очень понимает замысел Минкультуры.

— Если фильм получает прокатное удостоверение, значит, соответствует всем критериям для показа, — заметил он. — Это и должно быть основанием для поддержки. Триллеры тоже вполне способны поднять настроение. Любой фильм, как мне кажется, должен в конечном счете призывать к добру, к чему-то светлому, даже если в сюжете есть доля мрачности.

Купить «Стрельцова»

Вместе с тем Алексей Учитель считает, что господдержка для картин, выходящих сейчас в прокат, очень важна: в текущих условиях потери неизбежны. Кинотеатры не могут быть заполнены больше чем наполовину, причем часть из них уже обанкротилась. Всё, что необходимо для проката, — реклама, постеры, производство копий цифровых или фильмовых (так называемые P&A — Prints and Advertising), — как правило, оплачивают прокатные компании. И это первая сумма, которую надо вернуть, что может оказаться затруднительным. 10 млн — это существенная поддержка, но, поясняет режиссер, чтобы более или менее серьезно прокатать картину (потенциальный зритель должен узнать о ней из разных источников) требуется около 50 млн.

Председатель Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Олег Березин уверен, что господдержка должна быть куда более весомой, иначе продюсеры не рискнут запускать свои фильмы, а зрители не пойдут в кинотеатр.

Стоп, кадр: главной кинопремьерой августа будет драма «Цой»

На что идти, если фильмов нет? — задается он вопросом. — Привлечь людей в мультиплексы по всей стране может только большое кино. Это вопрос масштаба. Если нет голливудских хитов, должны быть крупные национальные фильмы. Для кинотеатров сейчас важно, чтобы в августе–сентябре вышли четыре-пять больших российских фильмов.

По словам собеседника «Известий», спрос на национальное кино удовлетворила бы мультижанровая афиша, куда вошли бы, например, «Вратарь Галактики» — космический экшен про события 2071 года, мелодрама «Пальма» — о том, как верная собака ждала своего хозяина, спортивная драма о фехтовальщицах «На острие», военная — «Подольские курсанты» и, наконец, байопик «Стрельцов» — о легенде советского футбола. Если бы Минкультуры выкупило эти фильмы у продюсеров и выпустило в прокат, был бы идеальный вариант. Иными словами, в ситуации пандемии государство должно взять на себя риски открытия кинотеатров.

Прецедентов таких у нас не было, но и пандемии тоже, отметил Олег Березин. Помочь здесь может опыт кинотеатров Франции и Южной Кореи, которые уже открыли массовый прокат. Понимая, что сегодня нет голливудских фильмов, которые могли бы их спасти, они запускаются национальными картинами, делают на них ставку, и людям это нравится.

Источник: iz.ru


Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

Яндекс.Метрика