Художник, сценарист, архитектор, иллюстратор Сергей Бархин обладал множеством талантов. Отвечая на вопрос о том, как он пришел в театр, мастер говорил: не «в», а «из». Потому что он родился в семье архитектора, и окончил Московский архитектурный институт. Работая над спектаклем, он делал не декорации, а создавал пространство. Фактурный, объемный театр.

«На его работы я всегда смотрел с большим восхищением, — говорит художник Павел Каплевич. — Он для меня — ролевая модель. Потому что был потрясающим художником и замечательным человеком. Уникальным. Со своим ярким миром. Я выражаю соболезнования родственникам и режиссерам, которые с ним работами. Я не знаю, как они теперь… Ведь Сергей Михайлович никогда не был вспомогательной единицей. Он всегда держал планку. Он из больших художников — поколения Шейниса, Левенталя, Боровского. Теперь уже никого из того поколения не осталось. Можно сказать, что ушла эпоха…»

Придя в профессию в 1960-е годы, он буквально перевернул отношение к роли художника в театре или, как писал Анатолий Смелянский, «изменил не сценографию, а сам театр». Сергей Бархин успел поработать с легендарными режиссерами своего поколения, включая Олега Ефремова, Валерия Фокина и только ушедшего из жизни Романа Виктюка. На его счету более 200 постановок во многих городах бывшего СССР, а также за рубежом. И более 20 из них Бархин оформил для Московского театра юного зрителя вместе с Генриеттой Яновской и Камой Гинкасом.

«Мне сообщили о смерти моего ближайшего друга, человека, с которым я сделал почти все свои спектакли, объездил полмира, с которым я ссорился и с которым получал удовольствие от результата, от гениальных, абсолютно уникальных идей, которые приходили к нему в голову, — говорит режиссер Кама Гинкас. — Это сообщение выбивает землю из-под ног. Оно настолько сильное, настолько личное, что не знаешь, что говорить. Не знаешь, что будет дальше. Мы с ним делали спектакль «Отец Сергий» по Льву Толстому. Но — пандемия, и все остановилось. Он уже еле говорил в последние дни, но все спрашивал: когда будем делать «Отца Сергия»? Я ему отвечал: кончится пандемия — будем делать».

В 1992 году художник основал кафедру сценографии в ГИТИСе и руководил ею до 2008 года. Его работы оставили ярчайший след не только в истории русского театра, они повлияли на новое поколение сценографов.

«Сергей Михайлович Бархин… Когда слышишь это имя, хочется выпрямить спину, хочется красиво одеться, хочется стать умнее, содержательнее, мощнее, талантливее, образованнее, обаятельнее, ярче. Становится стыдно не соответствовать. Хотя бы чуть-чуть. Потому что задан уровень. Угнаться вряд ли получится. Но спасибо, Сергей Михайлович, что вы показали, как можно. И как нужно», — признается театральный художник Мария Трегубова.

Режиссер Дмитрий Крымов однажды назвал его «человеком возрождения, который способен, как Леонардо да Винчи, делать самые разные вещи». Еще в 2003 году он определил Сергея Бархина как очень редкий тип человека, который всегда руководствуется какой-то своей внутренней необходимостью делать то или это. Иногда вопреки внешним потребностям.

«Он был одним из тех художников, которые определили лицо современной сценографии. Театрально-художественное пространство Бархина — это филигранный профессионализм, безбрежная эрудиция, утонченная парадоксальность мышления, умная ироничность, изысканное чувство стиля. Его будет очень не хватать всем, кто любит театральное и изобразительное искусство. Творческое наследие его останется в культурной памяти эпохи», — отметил президент Российской академии художеств Зураб Церетели.

Источник: mk.ru


Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

Яндекс.Метрика