«В настоящее время пока рано делать какие-либо определенные предположения, поскольку непонятен размах нового коронавирусного удара. Ситуация действительно ухудшается — прирост заболевших вернулся на уровень июля. В ряде зарубежных государств, например, во Франции и Великобритании, ситуация близка к повторному введению режима самоизоляции.

Тем не менее, определенные меры, причем, самого жесткого характера, в России уже принимаются. За нарушение масочного режима был более чем на 1 млн рублей оштрафован ЦУМ. В целом, за несоблюдение санитарных правил в столице уже закрыто несколько магазинов. Это говорит о том, что власти держат ситуацию под контролем. Руководителям всех московских предприятий рекомендовано перевести как можно большее число своих сотрудников на удаленный режим работы. Очевидно, что и в дальнейшем будет происходить такая «ползучая карантинизация». По большому счету, это не остановка бизнеса, а его продолжение, но только в усеченном виде. Финансово-экономическому блоку правительства придется умерить свои оптимистичные прогнозы относительно экономических итогов этого года и попытаться взвешенно оценить, каким потенциалом наша страна будет располагать в будущем году. Скорее всего, в этом году ВВП России ждет спад на 4-4,5%, поэтому в будущем году, чтобы снизить этот показатель, властям придется сильно постараться.

С одной стороны, государство располагает финансовыми ресурсами для преодоления нового витка распространения эпидемии. Расходы федерального бюджета, которые в этом году запланированы в объеме более 23 трлн рублей, еще до конца не выбраны — правительство располагает еще 1,5 трлн рублей, которые можно будет потратить. На будущий год также присутствуют заверстанные резервы. В проекте бюджета запланировано финансирование его дефицита из Фонда национального благосостояния (ФНБ) — в размере, не превышающим 1% от ВВП. Это еще примерно 1 трлн рублей. Поэтому источники, чтобы снова пройти карантин, у государства присутствуют.

В то же время, для более точных оценок сначала необходимо понять, какие антикризисные меры по поддержке отечественной экономики сохранятся, а какие будут упразднены или. наоборот, введены. В настоящее можно лишь с уверенностью сказать, что официальные прогнозы, в первую очередь, Минэкономразвития, придется серьезно пересматривать. И новые сценарии окажутся достаточно пессимистичными — в соответствие с осенним настроением».

«Как утверждают вирусологи, обычно вторая волна распространения эпидемии всегда проходит тяжелее, чем первая, и переносится с гораздо большими негативными последствиями. Поэтому ущерб, нанесенный ею российской экономике, может оказаться значительнее, чем в первой половине года. Поэтому нельзя исключать, что сбудутся самые мрачные прогнозы о спаде ВВП России на 10%. Это будет почти в 2,5 раза больше прогноза Минэкономразития, не так давно, кстати, пересмотренного в сторону улучшения: с -4,8% в июньской версии до — 3,9% по итогам 2020 года. На мой взгляд, подобные прогнозы можно расценивать как позорные. Чиновники переписывают сценарии развития событий согласно текущему положению: один день ситуация улучшается — соответственно, прогноз смягчается; другой день приносит ухудшение и прогноз меняется в отрицательную сторону. Между тем, правительству стоит всегда готовиться к худшему. Падение российской экономики в этом году может оказаться еще больше, нежели в самые кризисные периоды лихих 1990-х. Провалится и курс российской валюты: в декабре евро способно подтянуться к 100 рублям, а доллар — зашкалить за 85 рублей.

Вторая волна будет чревата еще большим торможением экономики. Пока еще правительство располагает необходимыми суммами на то, чтобы пережить новый карантин. В самый разгар распространения эпидемии чиновники умудрились практически полностью сохранить накопленные ранее финансовые средства в Фонде национального благосостояния. Однако для повышения эффективности антикризисных мер нужно не сидеть на мешках с деньгами, как собака не сене, а активно их использовать, причем, не только на единичные проекты, такие, как выплаты многодетным семьям, а на самый широкий спектр программ».

«Российская экономика, конечно, выдержит новые ограничения, вопрос только в том, какой ценой. Мы считаем, что в этом случае можно будет ожидать спада ВВП в 2020 году на 8-9%, промышленного производства – на 7-8%. Это в том случае, если повторятся такие же жёсткие ограничения для промышленности, торговли и сферы услуг, как весной. Однако такой сценарий развития событий мы рассматриваем как самый пессимистичный. Ведь во вторую волну пандемии мы входим уже не в настолько сложной ситуации, как весной этого года: во-первых, медицина подготовлена, во-вторых, в России уже зарегистрирована первая в мире вакцина и в продажу поступили запатентованные в России препараты для лечения заразившихся «ковидом»; в-третьих, некоторые ограничения в виде масочного режима и социальной дистанции до сих пор сохраняются, и это может быть определённым барьером на пути распространения сезонных вирусов, не только «ковида».

Кроме того, многие работодатели в случае ухудшения ситуации могут по уже отработанной технологии перевести сотрудников на дистанционную работу, и это также должно будет помочь в профилактике распространения вируса. Нужно ещё принять во внимание, что сегодня цены на нефть выше, чем в марте — апреле текущего года, они превышают $40 за баррель, соответственно, средства в бюджете и ФНБ есть. Так что, если новых столь же жёстких ограничений, как этой весной, не будет, то у России есть все шансы завершить этот непростой 2020 год со спадом ВВП только на уровне 5-6%».

Источник: mk.ru


Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

Яндекс.Метрика