Ученые выяснили, как появляется болезнь Альцгеймера

Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

Ученые из Юго-Западного Медицинского центра Техасского Университета в США совершили прорыв в изучении болезни Альцгеймера — им удалось выяснить, где и как зарождается заболевание. Результаты исследования опубликованы в научном журнале eLife.

При болезни Альцгеймера в мозге пациентов формируются «клубки» тау-белка, которые и становятся «разрушителями» клеток мозга. Ранее считалось, что сам по себе тау-белок не опасен, опасны лишь его сгустки.

Однако ученые развенчали эту версию, обнаружив » отправную точку» заболевания. По их словам, это момент, когда здоровый тау-белок стал токсичным, но еще не успел сформировать смертоносные клубки. На этом этапе можно наблюдать молекулярные изменения в структуре тау-белка, после чего белки начинают слипаться друг с другом, образовывать сгустки, а затем повреждать нейроны.

«Мы расцениваем это как «Большой взрыв» в изучении тау-белка. Это способ заглянуть в самое начало процесса болезни», — рассказал ведущий автор исследования Марк Даймонд.

Таким образом, основе этих знаний ученые могут разработать новые диагностические методы и обнаружить патологию еще до проявления очевидных признаков болезни. Исследователи полагают, что тау-белки возможно «стабилизировать», чтобы предотвратить их слипание в клубки, что позволит как минимум затормозить развитие заболевания.

Они приводят в пример препарат тафамид для лечения сердечных патологий, который блокирует белок транстиретин, изменяющий форму и вызывающий образование смертельно опасных кластеров в сердце. Аналогия с тау-белком очевидна, поэтому исследователи надеются создать похожий препарат для спасения мозга.

«Если это сработает, заболеваемость болезнью Альцгеймера может быть значительно уменьшена», — отмечает Даймонд.