От Ханты-Мансийска до Грозного: зачем смотреть "Сокровища музеев России"

В Москве впервые представлены художественные работы со всей России: в центральном «Манеже» в рамках XVII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь ― ко Дню народного единства» открывается беспрецедентная по масштабу экспозиция «Сокровища музеев России».

От Владивостока до Феодосии, от Ханты-Мансийска до Грозного ― организаторы преодолели в общей сложности 145 тысяч километров, чтобы собрать шедевры из 39 регионов. Среди них уникальные работы Левитана, Айвазовского, Венецианова, Серова, Дейнеки, Серебряковой. Многие картины специально отреставрировали. В кураторскую группу проекта вошли специалисты Третьяковской галереи, «РОСИЗО» и Патриаршего совета по культуре. РИА Новости объясняет, почему это событие нельзя пропустить.

От Ханты-Мансийска до Грозного: зачем смотреть "Сокровища музеев России"

Редкая икона

Особое место занимает икона XVI века, которую посетители увидят сразу при входе на выставку, рассказывает митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Тихон.

«Традиционно экспозиции «Россия ― моя история» и сам форум «Русь Православная» предваряет какая-то особо чтимая икона. На сей раз это икона из Псково-Печерского монастыря. Она называется «Умиление», но это слово не тождественно тому, которое мы сегодня используем. Со славянского оно переводится как «милостивая, дающая силы». Это очень уважаемая икона на Северо-Западе России, она впервые в Москве. С ней шли крестные ходы вокруг монастыря, но дальше Пскова она не выезжала», ― отметил митрополит.

От Ханты-Мансийска до Грозного: зачем смотреть "Сокровища музеев России"

Находки из Грозного

Выставка организована по хронологическому принципу: из зала с иконами, которые отмечают вступление на царство династии Романовых, зрители попадают в зал с парсуной ― купеческими и крестьянскими портретами на грани примитива. Тут же рядом ― портреты членов императорской семьи XVIII века и русской аристократии кисти Рокотова, Левицкого, Брюллова.

Многие работы привезли из Подмосковья ― Серпухова, Абрамцово, Нового Иерусалима. Но были удивительные находки и в удаленных регионах, говорит генеральный директор ГТГ Зельфира Трегулова:От Ханты-Мансийска до Грозного: зачем смотреть "Сокровища музеев России"

«Например, портрет Рокотова из Ханты-Мансийска. Неожиданными для меня оказались работы из Барнаула. Очень интересный женский портрет художника Макарова из Грозного. Музей, где он хранился, разбомбили, но из-под обломков удалось извлечь часть коллекции, которую отправили в Москву. В течение десятилетия эти работы реставрировались, а потом были возвращены в Грозный. И сейчас эта работа уже привезена из местного музея».

Соцреализм без вождей

Еще один сюрприз для посетителей ― зал эпохи соцреализма. «Этот раздел заставляет пересмотреть взгляды на искусство соцреализма, который все воспринимают как махровый, кондовый, с плохой живописью, ― продолжает Трегулова. — Подбирая работы советского периода, мы старались избежать откровенно пропагандистских. Даже если говорить о таком художнике, как, например, Александр Герасимов, для этой выставки мы выбрали не его очередного вождя на трибуне, а замечательный букет роз, который, мне кажется, перекликается с фантастическими панно с розами из дома Дункер Михаила Врубеля, после революции отправленными на родину художника в город Омск».От Ханты-Мансийска до Грозного: зачем смотреть "Сокровища музеев России"

Технологии будущего

В центральном зале ― специальный климатический купол, который с помощью датчиков в режиме реального времени контролирует уровень влажности и температуру ― это гарантирует, что экспонатам не повредит большое скопление посетителей. Зельфира Трегулова рассказывает, что одной из главных сложностей при организации выставки было создание правильной архитектуры экспозиции.

От Ханты-Мансийска до Грозного: зачем смотреть "Сокровища музеев России"

«Мы с самого начала планировали, что будет центральный зал, где мы объединим работы из музеев разных регионов страны. Причем это должны быть работы, которые создают совокупный образ страны: России среднерусских лесов, пейзажей Крыма в период, когда он был частью Российской империи. Мы постарались выбрать какие-то неординарные, небанальные вещи. Например, Айвазовского мы представляем уникальным для его творчества зимним пейзажем», ― поясняет специалист.

Неизвестные шедевры

В процессе поиска экспонатов для выставки даже опытные музейщики многое видели впервые, признается Трегулова: «Например, я в жизни ни на одной выставке не встречала работу Василия Яковлева «Рыбы Каспия». Это невероятная картина, в чем-то хулиганская. Такая игра с образностью фламандской живописи XVII века, с образностью Якоба Йорданса. В этом есть нечто сюрреалистическое даже».

От Ханты-Мансийска до Грозного: зачем смотреть "Сокровища музеев России"

Особая гордость кураторов ― зал искусства новейших течений, куда попали работы, некогда хранившиеся в Москве.

«Это работы высочайшего уровня. При Наркомпросе после революции создали специальную комиссию и музейный фонд. У художников покупали лучшие работы, из них формировали целые коллекции, которые отправляли в разные регионы Советской России, где возникали первые в мире музеи современного искусства. Потом вдогонку, во второй половине 1920-х годов, туда поступили из Третьяковской галереи работы закрытого Музея живописной культуры», ― отмечает Трегулова.

Выставка продлится до 25 ноября, вход свободный.

Источник: ria.ru


Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Яндекс.Метрика