Прогноз правительства до 2022 года предполагает инерционный путь развития России, считают депутаты Госдумы. В нем не заложен переход к инновационной экономике, сохраняется ориентир на экспорт сырья как основной драйвер роста

Правительственный прогноз развития России на ближайшие три года не содержит прорыва, он фактически воспроизводит инерционный тренд развития экономики, который не позволяет ожидать повышения качества жизни россиян и роста их благосостояния. К такому выводу пришел комитет Госдумы по экономической политике в заключении на прогноз социально-экономического развития России на 2020–2022 годы.

Без роста качества жизни

В прогнозе не заложены существенные изменения в технологической, отраслевой и пространственной структуре экономики России, «не обозначен вектор на формирование новой экономики, базирующейся на цифровизации и инновациях», отмечают депутаты. Это означает, что в ближайшие три года не произойдет повышения конкурентоспособности экономики России. «Не будет заложена основа для перехода к инновационной модели развития экономики, а следовательно, нет оснований ожидать значительного повышения уровня благосостояния и качества жизни россиян», — говорится в заключении.

Прогнозируемые темпы роста экономики не позволят увеличить ВВП на душу населения к 2024 году в полтора раза. Такую цель ставил президент в послании Федеральному собранию в марте 2018 года. С учетом прогнозируемой (по базовому и целевому вариантам) численности населения для этого необходимо, чтобы среднегодовые темпы прироста ВВП России в 2019–2024 годах составляли 7,2%, в то время как даже по целевому варианту они в 2,6 раза ниже (порядка 2,8%), указывают депутаты. Динамика ВВП, предусмотренная в прогнозе, не обеспечит и повышение доходов населения, отмечают парламентарии.

Депутаты используют заключения на прогноз и проект бюджета как возможность высказаться по поводу текущей экономической ситуации, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. «Макропрогноз должен быть максимально реалистичным. В этом смысле упрек тому, что макроэкономическая составляющая бюджета консервативна, на мой взгляд, не очень справедлив. Она такой и должна быть», — сказала она РБК. Экономист согласна, что прогноз отражает «совершенно инерционный» сценарий. «Это наиболее вероятный сценарий, по которому мы будем идти», — подчеркнула она. «Если мы там (в прогнозе) заложим бурный экономический рост, рост доходов и это не сбудется, то фактически это будет создание для экономики избыточно оптимистичных ожиданий, которые потом приведут к разочарованию», — пояснила экономист.

Официальный прогноз правительства, на основе которого формируется трехлетний бюджет, готовило Минэкономразвития. Согласно документу, темпы роста ВВП России в 2020 году ожидаются на уровне 1,7%, а в 2021–2024 годах они должны ускориться до 3%. Предполагается, что основой для ускорения ВВП станут «рост инвестиций в основной капитал, повышение конкурентоспособности российской экономики и реализация внешнеэкономического потенциала». Инфляция замедлится до 3% в 2020 году, а затем вернется к целевым 4%. Динамика реальных располагаемых доходов населения ускорится с 0,1% в 2019 году до 1,5% в следующем году, и в 2021–2022 годах показатель будет расти темпами 2,2–2,3%, следует из прогноза.

Ошибочный ориентир

Стагнация российской экономики продолжается на протяжении десяти лет: с 2008 по 2018 год среднегодовые темпы роста реального ВВП России не превышают 0,8% в год, пишут депутаты со ссылкой на данные Всемирного банка. Главной причиной слабой динамики российской экономики остается высокая зависимость от экспорта нефти и газа — основным источником инвестиций является приток иностранной валюты, полученной от продажи углеводородов, полагают депутаты.

Динамика национального ВВП будет зависеть от состояния мировой экономики, которая имеет высокие риски замедления и сжатия рынков, считают парламентарии. И в этих условиях правительство видит драйвером экономического роста именно расширение экспорта, что, с точки зрения депутатов, нелогично и ошибочно. В прогнозе планируется, что в категории «экспорт» должно будет произойти частичное замещение сырьевого экспорта несырьевым, однако не приводятся конкретные инструменты, с помощью которых такие структурные сдвиги были бы возможны, указывают парламентарии.

Для стимулирования экономики необходимо ориентировать производство на внутренний, а не на внешний спрос, уверены депутаты. Для этого необходимо развивать обрабатывающую промышленность и обеспечивать рост доходов работающего населения. Сейчас доля зарплат в структуре российского ВВП находится на уровне около 51%, в то время как в развитых странах ОЭСР этот показатель в среднем составляет 65%, говорится в заключении.

Разрастание госсектора

Совокупный спрос в экономике замедляется из-за продолжающегося падения реальных доходов, замедления потребительского кредитования и усиления налоговой нагрузки, указывают депутаты. Согласно прогнозу, в 2020 году ожидается торможение темпов роста потребительского спроса до 0,6% после 1% в 2019 году.

Сокращающийся вклад потребительского спроса в прирост ВВП правительство предполагает компенсировать увеличением бюджетных расходов, что продолжит увеличивать долю государственного сектора в экономике, предупреждают депутаты. «Представляется не вполне ясным, с помощью каких мер предполагается повышать конкурентоспособность в ситуации возрастающего присутствия государства в экономике», — сетуют парламентарии.

В российской экономике действительно происходит увеличение доли госсектора, говорит Орлова. «Но это вопрос структурных компонентов. Фактически мы говорим о том, что макроэкономические предпосылки для расчета бюджета не революционные, а просто экстраполируют текущие тренды», — заметила она.

Что предлагают депутаты

Для стимулирования роста экономики парламентарии предлагают отказаться от модели «экономической стабильности» и профицита федерального бюджета, вместо этого увеличить бюджетные расходы вплоть до дефицита на уровне 2–3% ВВП. Федеральный бюджет на 2020–2022 годы будет профицитным на протяжении всей трехлетки. Положительное сальдо федерального бюджета в 2020 году составит 0,8% ВВП, что составляет 880,8 млрд руб. Увеличение дефицита до 3% ВВП эквивалентно увеличению расходов приблизительно на 4,3 трлн руб.

Дополнительные средства депутаты предлагают направить, например, на создание системы непрерывного образования и на увеличение зарплат врачей и медицинского персонала в первичном звене здравоохранения. Кроме того, в думском комитете считают необходимым ввести новые налоговые льготы для реинвестирования, обновления фондов и улучшения условий труда.
 

Источник: rbc.ru


Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Яндекс.Метрика